История студии
Исторической датой, с которой можно вести отсчет начала появления и дальнейшего развития кино в Иркутске, можно считать конец 1907 года, когда в иркутских газетах появилось такое объявление: «С воскресенья,16 декабря, на углу Большой и 3-й Солдатской в доме Кравца открыт ежедневный Электро-иллюзион-театр. Представления через каждый час». И это был первый кинотеатр в Сибири.
«Отцом» иркутской киноиндустрии по праву считается обрусевший итальянец Антонио Михайлович Дон-Отелло. Именно этому энергичному и темпераментному человеку Иркутск обязан бурному и масштабному развитию кинопроката и в дальнейшем кинопроизводства. Уже в апреле 1909 года в Иркутске демонстрировалась кинолента «Виды Байкала», снятая фирмой «А.М.Дон-Отелло и К». Для создания собственных документальных и видовых фильмов был выписан из Италии специальный фотограф (кинооператор). До 1918 года фирмой Дон-Отелло снято более 30 фильмов.
Грянувшие революционные перемены не отодвинули на задний план интереса и творческого подъема в дальнейшем развитии кинопоказа и кинопроизводства в нашем городе. К концу 20-ых годов XX века кроме кинопрокатной организации и органа управления кинофикации в области стало активно развиваться производство документальной хроники, которая в тот период рассматривалась «как важнейший фактор социалистического строительства, как актуальная кинематография, которая должна проникать во все поры политической и культурной жизни страны». С кинохроники, окрепшей и развившейся именно к концу 20-х началу 30-х годов XX века, начинались многие киностудии страны. Одной из них была Восточно-Сибирская студия кинохроники. Тогда она называлась «База хроники Восточно-Сибирского края» и по архивным данным датой ее рождения можно считать 11 сентября 1930 года.
В марте 1932 года была открыта кинофабрика «Восточно-Сибирское отделение «Союзкинохроники», а в июне 1932 года получено оборудование и оснащение кинолаборатории, предназначенной для обработки малометражных фильмов и хроники.
14 октября 1932 года на экраны кинотеатров г. Иркутска вышел первый номер киножурнала «Восточная Сибирь». В 1935 году кинооператор Владимир Страдин выпустил первый звуковой короткометражный фильм. Освоение иркутским кинематографом звука – живой человеческой речи, специально созданной музыки, звучаний и шумов реальной жизни было для Иркутского кинопроизводства большим достижением. Иркутская база кинохроники готовила материалы для журнала «Союзкинохроника». Особо отличились иркутские кинооператоры при съемках сюжетов для шестого выпуска киножурнала 1935 года. Этот выпуск был посвящен вопросам культуры и культурному съезду и его оценили как лучший из всех представленных. В этом была огромная заслуга опрератора Звенигородского. Немаловажное событие было связано с принятием на работу шофера – Виктора Темерова. На студии появился первый автомобиль, что стало большой помощью в нелегкой работе кинооператоров. Иркутский хроникер изъездил область на колхозных повозках, бричках, байдарках, дрезинах, в общих вагонах. Но с появлением на студии автомобиля появилась необходимая мобильность и независимость. В это же время на студии зарождаются новые жанры. У кинооператоров появляется норма – четыре сюжета в месяц. Тогда это было немало, тем более что оператор на хронике был и автором сюжета: сам порой предлагал свою тему, сам ее разрабатывал. Сюжет длился на экране от одной до пяти минут, и за эти минуты нередко удавалось рассказать о целой человеческой судьбе. И еще удивительнее то, что такой короткий сюжет оператор снимал иногда целый год.
С начала своего создания студия работала в подвале кинотеатра «Художественный» и только в ноябре 1938 года началась реконструкция здания польского костела под студию. Киностудия готовила сюжеты как для местного журнала «Восточная Сибирь», так и для союзных журналов. Для союзных журналов отбирались сюжеты важные для жителей всей страны. Операторы ездили на съемки событий мирового значения, в республики и за границу.
7 февраля 1936 года произошло переименование организации в Иркутскую студию кинохроники с подчинением Главному управлению по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии при Совете народных комиссаров СССР. В 1938 году был принят Первый Устав Иркутской студии кинохроники.
В коллекции документальных фильмов «Иркутскоблкинофонда», переданной из Восточно-Сибирской студии кинохроники, сохранились киножурналы «Восточная Сибирь, снятые операторами студии с 1939 года.
С наступлением второй мировой войны процесс производства продукции на студии кинохроники не изменился - работали в том же темпе. Продолжали выпускать журнал «Восточная Сибирь» и снимать сюжеты для Центральной студии документальных фильмов. Но резко изменились условия работы, так как изменились условия жизни в стране. Из воспоминания Юлии Петровны Петренко, которая работала в военные годы монтажницей, можно узнать, что «студия была промерзшая, отопления не было. Стены студии были настолько проморожены, что когда начиналась оттепель, то с крыши капало на монтажный стол. Приходилось делать над столом навес, закрываться под ним с головой и монтировать. Только бы капли на пленку не попали». Было не только трудно жить, но также и работать. Появились огромные сложности в связи с тем, что катастрофически не хватало операторов. Но студия, несмотря ни на что, продолжала работать и выпускать киножурнал.
В июне 1942 года началась работа над фильмом «Гвардейцы тыла» (о Черембасе) длиною 300 метров. Над этим фильмом работали: кинорежиссер Марк Леонтьевич Левков. 30 июля был запущен в производство фильм «На забайкальских рубежах» (300 метров), режиссер – военный инженер третьего ранга В.А. Каштелян.
В 1944 году от Иркутской студии кинохроники официально работало три кинокорреспондентских пункта в городах Улан-Удэ, Чите и Якутске.
22 февраля 1945 года возвратился с войны кинооператор Белинский А.А. и вновь приступил к работе на студии. 5 октября его назначили начальником лабораторного цеха. Алексей Александрович начал работать на студии еще в 1934 году. Начинал он с лаборанта и вырос до кинооператора. И стал одним из лучших профессионалов в своем деле. На его опыте учились многие, кто приходил в то время на студию.
В послевоенный период студия работала в прежнем режиме, но ощущалась нехватка профессиональных режиссеров, их приглашали в основном из Москвы. В начале 48-го года появляются первые хроникальные фильмы: «Советская Бурят-Монголия», «Советская Тува», авторами и режиссерами этих фильмов были москвичи.
С началом 50-ых годов на студию стали прибывать люди с высшим образованием, в основном, выпускники ВГИКа. Студия стала не только создавать хроникальное кино, но и качественное документальное.
Именно в то время появлялись мощные промышленные стройки, быстро возникали новые города, началось строительство ГЭС на Ангаре – всё это делало Иркутскую область популярной во всём мире. И именно Иркутская студия кинохроники освещала эти события, а сюжеты, подготовленные студией, становились известными в стране.
1 декабря 1963 года Иркутская студия кинохроники переименована в Восточно-Сибирскую студию кинохроники.
В апреле 1967 года в г. Улан-Удэ был открыт Бурятский филиал Восточно-Сибирской студии кинохроники.
Расцвет и подъем работы студии пришелся на 50-е – 80-е годы. Операторы и режиссеры студии снимали фильмы и сюжеты киножурналов не только в Восточной Сибири, но и по всему Советскому Союзу и даже за рубежом. Творчество студийцев было в эти годы отмечено наградами кинофестивалей всесоюзного и международного уровня. Вот только часть фильмов: «Покорители Ангары»(1957г.), «Мы из Чурапчи»(1970г.), «Сибирский богатырь Иван Ярыгин»(1976г.), «Большой десант»(1979г.), «Фартовый Солошенко»(1984г.), «Чужая боль»(1984г.), «Крестьянский сын»(1984г.), «Нужны Платоновы»(1985г.), «Олени идут по кругу»(1985г.), «Семь Симеонов»(1986г.), «Зона БАМ»(1987г.), «Маршал Блюхер. Портрет на фоне эпохи»(1988г.), «Жили-были семь Симеонов»(1989г.), «Удушье»(1989г.), «Зона затопления»(1990г.), «Кораль»(1995г.).
Выпуски журналов «Восточная Сибирь» также неоднократно отмечались на фестивалях.
80-ые годы XX века, особенно годы «перестройки», изменили документалистику. Документалистику того периода можно назвать кинематографом «быстрого реагирования». Тогда активизировались, прежде всего, хроникально-репортажные формы. Острота событий того времени требовала проблемного кино. И такое кино создавалось на иркутской студии кинохроники, среди них: «Зона затопления» (1988 год, режиссер Б.Шуньков), «Удушье» (1988 год, режиссер В. Самойличенко), «Какое на дворе тысячелетие?» (1990 год, режиссер В. Хоменко).
К сожалению, в конце 90-х - начале 2000-х годов многие студии страны распались из-за сложной экономической обстановки в стране. Творческий потенциал иркутских документалистов пошёл на спад, кадры стали растекаться по частным студиям и телекомпаниям. Спрос на документальное кино катастрофически падал. Не стало заказов. Знаменитый в свое время киножурнал «Восточная Сибирь» вместо 4-х раз в месяц стал выходить пять раз в год. В 2006 году Восточно-Сибирская студия кинохроники была преобразована в акционерное общество.
В настоящее время намечается реальный сдвиг в восстановлении прежнего потенциала киностудии. Застойное время, к счастью, всегда заканчивается перегруппировкой сил и появлением новых перспектив, возможностью переоценки прошлых событий.
Задача Иркутского областного кинофонда - вернуть былой уровень киностудии и создавать новые документальные ленты высокого уровня и качества. И, конечно же, дать возможность прикоснуться к прошлому через знакомство с работами Восточно-Сибирской студии кинохроники в стенах современного Дома кино.
С 2013 года киностудия Иркутского областного кинофонда приступила к реализации проекта «Ведение кинолетописи Иркутской области». К концу 2013 года планируется выпустить первые 6 выпусков киножурнала «Земля у Байкала», преемника киножурнала «Восточная Сибирь».